Разработчики TON продолжают бороться за продукт, несмотря на очевидные неудачи в последнее время и серьезный отток ликвидности из экосистемы — только за последнюю неделю с крупных TON-кошельков «ушло» почти 1,5 млн TON.
Вопреки всему TON Foundation буквально сегодня запустили Mini App Migration Grant — программу для переноса мини-приложений из других блокчейнов в сеть TON. Ранее Telegram и TON объявили о партнерском соглашении, в рамках которого telegram mini apps обязаны использовать исключительно блокчейн TON.
Более того, TON заключил партнерство с протоколом LayerZero — это позволит переводить средства между разными блокчейнами. Изначально TON будет подключён к 12 сетям, среди которых Ethereum, Tron и Solana.
А аналитики CryptoQuant пророчат рост TON — по их наблюдениям, прямо сейчас индикатор NMR сигнализирует о сильной перепроданности монеты, указывая на его исторически низкую оценку и потенциально выгодную зону для покупок.
Прошлое и перспективы TON
Давайте разберемся, каких высот и в каких нишах достиг TON до текущего момента, и каковы перспективы на обозримое будущее.
Итак
GameFi на TON — здесь конечно же нужно говорить о некогда очень популярных «тапалках» аля Хомяк внутри телеграм (Tap-to-Earn). В прошлом году на этом поприще первым «прогремел» вполне успешный Notcoin, дав неплохую прибыль игрокам по итогам айрдропа и конвертации внутриигровых монет в настоящую криптовалюту. Но затем пришли «клоны» по типу Hamster Kombat, очень сильно разочаровали пользователей на TGE, привлекли огромную армию неплатежеспособной аудитории и ботов, чем просто-напросто убили тренд.
В сети пытались развиваться новые форматы типа shake-to-earn, но в мейнстрим все это уже не смогло перерасти. Существуют также Mid-core игры — однако отсутствие платежеспособных юзеров не дает нормально развиваться этой инициативе.
В то же время отсутствие DeFi замедлило поток Web3-юзеров в TON — но стоит признать, что потенциал все еще остается, однако судьбоносно необходимы стратегии и быстрый «тайм-ту-маркет».
Мемкоины и стейкинг на TON заняли особую нишу в определенный момент — разработчики как могли поощряли мем-направление, увидев очевидные притоки капиталов через такие активы, однако очень большое число итогового «скама» сильно «подмочили» репутацию СНГ-разработчиков, а попытки сделать стейкинг также не увенчались успехом и не вышли за пределы ниши.
Большинство проектов были скам, СНГ репутация команд сильно испортилась. Попытки сделать стейкинг не вышли за пределы ниши.
Определенный потенциал видится в среде AI-агентов — они действительно могут создать новую нишу, но успешных кейсов в этом направлении пока не наблюдается.
В то же время NFT-коллекции и маркетплейсы, а также игры на основе невзаимозаменямых токенов так же не получили ажиотажа, став исключительно инструментов для спекуляций и заработка.
В конечном итоге: экосистема TON пытается выкарабкаться из созданного ботами и «тапалочной» аудиторией не самой лучшей базы, а новый президент недавно даже обсудил продвижение TON в США. Но перспективы пока кажутся довольно далекими в связи с не самым лучшим изначальным концептом превозношения тапалок и привлечения пользователей, но не ликвидности в сеть.